Об организации работы по преемственности на уровне дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС

31.10.2019 г.                                                                   Совет руководителей

Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием является одним из условий непрерывного образования ребенка и направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.

Основными линиями преемственности являются:

— преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,

— выбор педагогами дошкольных и общеобразовательных организаций форм и методов обучения детей;

— и одним из главных условием является составление основной образовательной программы.

В школах района имеется совместная программа преемственности между дошкольной и общеобразовательной  организацией, на основе которой и ведется работа в данном направлении. Цели ФГОС начального общего образования являются продолжением целей, поставленных ФГОС дошкольного образования. Важным условием реализации основной образовательной программы начальной школы является формирование универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. Воспитателями дошкольных организаций района формируются предпосылки универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования и придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, требующего комплексного создания единого образовательного процесса, который связывает дошкольные и школьные годы.

Обеспечивая  преемственность между дошкольным и школьным образованием педагоги образовательных организаций района выделяют три основных направления:

  1. Методическая работа.
  2. Работа с родителями.
  3. Работа с детьми.

Методическая работа организации образовательного процесса проходит через:

– взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;

– совместно разрабатывают индивидуальные рекомендации для воспитателей по требованиям к выпускникам детского сада их психологической готовности к школе;

– организуют совместные педсоветы, на заседания МО включают вопросы по преемственности.

Работа с детьми заключается в:

– организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет;

– организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;

– организации выставок детских работ;

– организации и проведении совместных праздников, конкурсов;

– посещение воспитанниками ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.

Работа с родителями предполагает:

–организацию встреч учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;

– анкетирование родителей будущих первоклассников;

– организацию работы воспитателями ДОО для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;

– проведение дня открытых дверей.

И все-таки имеются проблемы в работе по преемственности, они отражаются в трудностях перехода обучающихся с дошкольного уровня образования в начальную школу — это изменение методов и содержания образования, которое при переходе на новый уровень образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Учитывая эту причину, все образовательные организации района организовали процесс подготовки обучения, воспитания и развития для детей 5-7 лет в форме предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. В селах Актай и Светильное нет дошкольной организации, поэтому с целью выравнивания стартовых возможностей ребенка организованы консультативные пункты. Данная работа обеспечивает плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности, развивая эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, вызывая у детей желание учиться. Но многие родители (это касается тех родителей дети, которых не посещают детский сад) не понимают всей необходимости данной работы для детей и не приводят их на занятия. Поэтому важным звеном преемственности  между дошкольным и школьным образованием является информационно-разъяснительная работа с родителями.

В заключение хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, и совместной работой педагогов школы и дошкольных организаций.

Решение:

  1. Продолжить работу по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием (проводить совместные МО, планируя вопросы по дошкольному воспитанию и преемственности, запланировать взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности в дошкольных организациях и уроков в начальной школе, проводить совместные мероприятия и выставки).
  2. Обязать родителей будущих первоклассников, не посещающих дошкольную организацию, посещать занятия предшкольной подготовки.
  3. Учителям начальных классов в конце учебного года подготовить характеристику на каждого ребенка, посещавшего предшкольную подготовку, провести индивидуальные беседы с родителями детей, о готовности ребенка к школе.

Специалист 1 категории Н.А. Петровец

"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"
по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

8 (41651) 2-25-10
8 (41651) 2-15-71
8 (41651) 2-17-35
"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"
по вопросам проведения государственной итоговой аттестации

8 (41651) 2-25-10
8 (41651) 2-15-71

Муниципальный координатор ГИА
Черепанова Вера Владимировна
Уполномоченный по правам ребенка в Шимановском районе: специалист МУ "Управление по образованию и работе с молодежью администрации Шимановского района"

ПЕТРОВЕЦ НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

8 (41651) 2-15-71

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122