31.10.2019 г. Совет руководителей
Преемственность между дошкольным и начальным общим образованием является одним из условий непрерывного образования ребенка и направлена на развитие личностных качеств ребенка, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Основными линиями преемственности являются:
— преемственность стандартов дошкольного и начального общего образования,
— выбор педагогами дошкольных и общеобразовательных организаций форм и методов обучения детей;
— и одним из главных условием является составление основной образовательной программы.
В школах района имеется совместная программа преемственности между дошкольной и общеобразовательной организацией, на основе которой и ведется работа в данном направлении. Цели ФГОС начального общего образования являются продолжением целей, поставленных ФГОС дошкольного образования. Важным условием реализации основной образовательной программы начальной школы является формирование универсальных учебных действий у младших школьников как основы умения учиться. Воспитателями дошкольных организаций района формируются предпосылки универсальных учебных действий у детей дошкольного возраста. Такой подход реализации единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного образования и придает педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, требующего комплексного создания единого образовательного процесса, который связывает дошкольные и школьные годы.
Обеспечивая преемственность между дошкольным и школьным образованием педагоги образовательных организаций района выделяют три основных направления:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
Методическая работа организации образовательного процесса проходит через:
– взаимопосещение открытых занятий в ДОУ и уроков в начальной школе;
– совместно разрабатывают индивидуальные рекомендации для воспитателей по требованиям к выпускникам детского сада их психологической готовности к школе;
– организуют совместные педсоветы, на заседания МО включают вопросы по преемственности.
Работа с детьми заключается в:
– организации предшкольной подготовки детей 5-7 лет;
– организации экскурсий в школу детей старшего дошкольного возраста;
– организации выставок детских работ;
– организации и проведении совместных праздников, конкурсов;
– посещение воспитанниками ДОУ праздничной линейки 1 сентября, посвящённой Дню знаний.
Работа с родителями предполагает:
–организацию встреч учителей начальной школы с родителями воспитанников старшего дошкольного возраста на родительских собраниях;
– анкетирование родителей будущих первоклассников;
– организацию работы воспитателями ДОО для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста по вопросам подготовки детей к школе;
– проведение дня открытых дверей.
И все-таки имеются проблемы в работе по преемственности, они отражаются в трудностях перехода обучающихся с дошкольного уровня образования в начальную школу — это изменение методов и содержания образования, которое при переходе на новый уровень образования приводит к падению успеваемости и росту психологических трудностей у учащихся. Учитывая эту причину, все образовательные организации района организовали процесс подготовки обучения, воспитания и развития для детей 5-7 лет в форме предшкольного образования с учетом потребностей и возможностей детей этого возраста. В селах Актай и Светильное нет дошкольной организации, поэтому с целью выравнивания стартовых возможностей ребенка организованы консультативные пункты. Данная работа обеспечивает плавный, бесстрессовый переход от игровой к учебной деятельности, развивая эмоционально-положительное отношение ребенка к школе, вызывая у детей желание учиться. Но многие родители (это касается тех родителей дети, которых не посещают детский сад) не понимают всей необходимости данной работы для детей и не приводят их на занятия. Поэтому важным звеном преемственности между дошкольным и школьным образованием является информационно-разъяснительная работа с родителями.
В заключение хочется сказать, что успешность реализации преемственности определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, и совместной работой педагогов школы и дошкольных организаций.
Решение:
- Продолжить работу по преемственности между дошкольным и начальным общим образованием (проводить совместные МО, планируя вопросы по дошкольному воспитанию и преемственности, запланировать взаимопосещение непосредственно образовательной деятельности в дошкольных организациях и уроков в начальной школе, проводить совместные мероприятия и выставки).
- Обязать родителей будущих первоклассников, не посещающих дошкольную организацию, посещать занятия предшкольной подготовки.
- Учителям начальных классов в конце учебного года подготовить характеристику на каждого ребенка, посещавшего предшкольную подготовку, провести индивидуальные беседы с родителями детей, о готовности ребенка к школе.
Специалист 1 категории Н.А. Петровец