О результатах проверки условий жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающих семьях. Целевое использование замещающими родителями денежной выплаты при устройстве ребёнка в семью

31.10.2019

По состоянию на 31.10.2019 года на территории Шимановского района воспитывается 80 детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей  в 38 замещающих семьях: 52 ребёнка проживает в 17 приемных семьях, 27 детей воспитывается под опекой у родственников. Таких семей 21.

За 2019 год в замещающие семьи устроено 6 несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения. На сегодняшний день на стадии сбора документов находится ещё одно  устройство мальчика в семью.

       В соответствии с Федеральным Законом 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ст.8), к полномочиям органов опеки и попечительства относится обследование условий жизни подопечных. Согласно  «Правил осуществления органами опеки и попечительства проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов несовершеннолетних подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также выполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей», утверждённых  постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 N 423, специалисты отдела и попечительства должны  проводить плановые  и внеплановые проверки условий жизни подопечных с определённой периодичностью.

При поступлении от юридических и физических лиц устных или письменных обращений, содержащих сведения о неисполнении, ненадлежащем исполнении опекуном своих обязанностей либо о нарушении прав и законных интересов подопечного, орган опеки и попечительства вправе провести внеплановую проверку. При проведении проверок обращаем внимание на  жилищно-бытовые условия подопечного, состояния его здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены;  эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания; отношений в семье, возможности семьи обеспечить потребности развития подопечного. По результатам составляется акт проверки условий жизни подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей по форме, установленной Министерством образования и науки Российской Федерации. Выявленные нарушения отражаются в акте, опекуну (попечителю) рекомендуется их устранить в указанные сроки. В случае неисполнения опекунами своих обязанностей, выражающихся  в  нарушении прав детей на нормальные условия проживания, обучения и воспитания, выносится решение об отстранении опекуна, с дальнейшим устройством детей в другую семью, либо в госучреждение (за 2018год выявлено 2 случая, 3 подростка  устроены в другие семьи; в 2019году таких случаев не было)…

 В ходе проверок отмечаем, что дети одеты в соответствии с возрастом и по сезону, имеют опрятный внешний вид. Большинство активно участвуют в жизни школы и села: принимают участие в мероприятиях, участвуют в олимпиадах,  посещают кружки по интересам, спортивные секции. В  семьях, в основном,  создан благоприятный эмоционально-положительный климат, отношения  строятся  на взаимоуважении и доверии.   иногда сталкиваемся с нарушением  детско-родительских отношений. родители оказываются «бессильными» перед возникшими проблемами, не всегда могут найти выход из сложившейся ситуации… С каждым случаем разбираемся индивидуально: если семья состоит в отделении «сопровождения замещающих семей»ГАУАО   Шимановский «СРЦН», выходим с ходатайством об углубленном проведении работы с семьёй, при необходимости несовершеннолетнего помещаем в  реабилитационный  центр для проведения психолого-педагогической работы с ребёнком.  Как «кризисную»,  можно было рассматривать летом 2018г.  ситуацию во взаимоотношениях между  девочкой-подростком  и родителями. Учитывая отдалённость территории и отсутствие узких специалистов на селе, несовершеннолетняя была   помещена в реабилитационный центр. Ситуация на сегодняшний день нормализовалась. Других  нарушений при проверках условий жизни подопечных, не выявлено.

  С целью установления мер дополнительной поддержки граждан, принявших на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,  успешно реализуется закон Амурской области от 01.01.2019г. № 308-ОЗ «О денежной выплате при передаче ребенка на воспитание в семью…» (вместо действующего ранее закона Амурской области от 12.07.2012 г. №70-ОЗ). Отличие действующего Закона  от предыдущего в том, что денежная выплата выплачивается в течение трёх лет по 1/3 части от общего размера(191064 руб) назначенной выплаты ежегодно: следующая часть назначается через год, по итогам  отчёта по расходованию первой части. Право на получение выплаты имеют усыновители, опекуны (попечители) и приемные родители, принявшие на воспитание ребенка в возрасте от 7 до 16 лет; выплачивается за счёт средств областного бюджета.  В 2019 г. правом воспользовались 3 родителя на 3-х приёмных детей.

Денежная выплата  расходуется на конкретные цели:

  — приобретение для ребенка мебели, одежды, пастельных принадлежностей, бытовой техники, компьютерного оборудования и оргтехники;

 — оплата дополнительных платных образовательных и медицинских услуг, предоставляемых ребенку, а также транспортных расходов, необходимых для их получения;

— приобретение музыкальных инструментов, спортивного оборудования, инвентаря и иных материальных ценностей, необходимых для получения дополнительного образования ребенка;

— оплата туристических услуг, оздоровления и санаторно-курортного лечения ребенка, а также транспортных расходов, необходимых для их получения;

— оплата услуг по договорам добровольного страхования жизни.

     При обследовании семей отмечаем, что денежные средства расходуются, в основном, соответствии с  законодательством: приобретается для детей мебель, телефоны,  ноутбуки и компьютерное оборудование; вещи по сезону и  к началу учебного года; мягкий инвентарь и пастельные принадлежности. В летний период времени тратятся  на оздоровление (путёвки в лагеря), санаторно-курортное лечение (с трансп. расходами),  покупку велосипедов… В отдел опеки и попечительства замещающими родителями предоставляются подтверждающие документы о целевом расходовании денежной выплаты.

Решение:

  1. Руководителям общеобразовательных организаций:

  1.1. усилить контроль общественных инспекторов в части своевременности предоставления сведений о любых фактах ненадлежащего исполнения замещающими родителями своих обязанностей по обучению, воспитанию, содержанию приемных детей, в т.ч. и имущественные права (нецелевое использование денежной выплаты)               постоянно                                 

             1.2. создать условия для 100%  охвата учеников из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, во внеурочной и кружковой деятельности                                                                     постоянно                                                  

Главный специалист отдела опеки  Е.С. Саяпина

"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"
по вопросам незаконных сборов денежных средств в общеобразовательных организациях

8 (41651) 2-25-10
8 (41651) 2-15-71
8 (41651) 2-17-35
"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"
по вопросам летней оздоровительной компании

8 (41651) 2-25-10
8 (41651) 2-15-71
"ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ"
по вопросам проведения государственной итоговой аттестации

8 (41651) 2-25-10
8 (41651) 2-15-71

Муниципальный координатор ГИА
Черепанова Вера Владимировна
Уполномоченный по правам ребенка в Шимановском районе: специалист МУ "Управление по образованию и работе с молодежью администрации Шимановского района"

ПЕТРОВЕЦ НАТАЛЬЯ АНАТОЛЬЕВНА

8 (41651) 2-15-71

Телефон доверия для детей, подростков и их родителей 88002000122