28 ноября 2019 г
Воспитательная работа в школах Шимановского района строится согласно «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р (далее — Стратегия), опирается на Конституцию Российской Федерации, учитывает нормы Конвенции ООН о правах ребенка. Она направлена на реализацию Указов Президента Российской Федерации, Федеральных законов Российской Федерации, в том числе Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также соответствующих постановлений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а так же на принципах, заложенных в локальных актах Устава школ на основе личностно — ориентированного подхода в соответствии с разработанными воспитательными системами и инновационными программами развития.
В общеобразовательных организациях имеются планы воспитательной работы, утвержденные директорами школ, где определены приоритетные направления работы: «Воспитание в семье», «Духовно-нравственное, художественно-эстетическое, «Трудовое воспитание», «Формирование здорового образа жизни», «Профилактика асоциального поведения».
Руководство воспитательным процессом в ОУ района осуществляется педагогами дополнительного образования (8 чел.), 87 % имеют высшее образование, 13% имеют среднее специальное образование. Педагогами посещаются внеклассные мероприятия и классные часы.
Вопросы воспитания выносятся на педсоветы, совещания при директоре, МО классных руководителей. Издаются приказы о проведении мероприятий и итоговые приказы, справки. Образовательное учреждение было, есть и останется одним из важнейших институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума.
В школах проблемами взаимодействия с семьей занимаются в основном директора, социальные педагоги, классные руководители, которые создают необходимые условия для творческого развития обучающихся и защите их прав. Формами взаимодействия педагогов и родителей являются их совместная деятельность и общение через родительские собрания, круглые столы, где происходит взаимный обмен мнениями, идеями по воспитанию обучающихся. На родительских лекториях в школах классными руководителями даются различные рекомендации по выработке единых подходов семьей и школой по воспитанию детей.
В целях создания условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности особое внимание уделяется мероприятиям с участием родителей. За 2019 год в МБОУ Петрушинская СОШ» проведено 7 мероприятий: «Прощание с азбукой», «День туриста», День семьи «Счастье – это…» и т.д., в МБОУ « Чагоянская СОШ» — 12 мероприятий: «День Знаний», «Прощание с Азбукой», Осенний поход и т.д., МБОУ «Ушаковская СОШ» проведено 19 мероприятий: «День матери», «8 марта», и т.д., МБОУ «Мухинская СОШ – 16 мероприятий: «Нашим мамам привет», «День защитника Отечества», «Широкая масленица» и т.д., филиал МБОУ «Чагоянская СОШ» -«Селетканская школа»- 9 мероприятий: «Мамины руки не знают скуки», «Почему меня так назвали», и т.д., МБОУ «Саскалинская СОШ» — 7 мероприятий, МБОУ «Новогеоргиевская СОШ»- 11 мероприятий.
С целью поддержки семейного образования ведется просвещение родителей (проведение бесед с учителями-предметниками, классными руководителями). В течение 2019 года проведены беседы с родителями по темам: «Семья и её функции», «Семья и школа», «Нравственные основы в семье» (Селетканская школа), «Профилактика агрессивного поведения младшего школьника», «Роль авторитета родителя в семье» «Давайте уважать друг друга», «Мы одна семья – мы справимся!» (МБОУ «Мухинская СОШ»), «Не хочу учиться», «О поощрении и наказании», «Новая ступенька» (МБОУ «Петрушинская СОШ») и. т.д. Проведены классные родительские собрания по темам: «Значение общения в развитии личностных качеств ребенка», «Сдаем экзамены», «Организация проектно-исследовательской деятельности в школе и дома», «Эмоциональное благополучие детей в семье и школе» (МБОУ «Чагоянская СОШ»), «Первые проблемы подросткового возраста», «Положительные эмоции и их значение в жизни человека», «Отцы и дети в современном обществе» (МБОУ «Саскалинская СОШ» и т.д.
В МБОУ «Мухинская СОШ» и МБОУ «Ушаковская СОШ» создана Программа «Семья», в МБОУ «Новогеоргиевская СОШ» реализуется Программа «Семья и школа: грани сотрудничества». Основная цель программ повышение педагогической культуры родителей, создание максимально-комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников. Программы предусматривают проведение родительских собраний, презентация опыта семейного воспитания, творческих отчетов, экскурсии.
Особое внимание в школах уделяется гражданско-патриотическому воспитанию, разработаны Программы: «Я — патриот» (МБОУ «Чагоянская СОШ»), «Я-гражданин» (МБОУ «Нововоскресеновская СОШ», МБОУ «Ушаковская СОШ», МБОУ «Петрушинская СОШ»), «Я-гражданин России» (МБОУ «Саскалинская СОШ).
Работа гражданско-патриотической направленности в общеобразовательных организациях ведется постоянно. При организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в школах используются такие формы работы, как тематические беседы, классные часы, Уроки мужества, устные журналы, встречи с ветеранами войн. Проходят и общешкольные мероприятия: акции: «Помоги ветерану», «Подарок ветерану», месячники военно-патриотической и оборонно-массовой работы, праздничные концерты, поздравления ветеранов на дому к памятным датам, экскурсии.
В деятельности классных руководителей большое значение имеют проведение классных часов о государственных символах России, о красоте и сохранении русской природы, о людях, посвятивших жизнь развитию государства, и пр. В течении года в школах проведены классные часы по темам: «Россия – Родина моя», «Русские традиции и праздники», «Дети войны», «Боль Беслана», «Памяти достоин», «Во имя жизни…», «Родина моя – Россия», «Славянская письменность» и т.д.
На территории Шимановского района действует 2 военно-патриотических клуба: ВПК «Граница» (МБОУ «Нововоскресеновская СОШ»), «Варяг» (МБОУ «Ушаковская СОШ»). Основное направление работы воспитание чувства патриотизма, формирования у подрастающего поколения чувства верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооруженной защите.
Одним из приоритетных направлений является забота о здоровье школьников. Учителя и классные руководители внедряют в свою работу новые технологии и методики, обеспечивающие формирование у учащихся здорового образа жизни. Разработаны программы:
— «Здоровье» (МБОУ «Чагоянская СОШ», МБОУ «Саскалинская СОШ», МБОУ «Нововоскресеновская СОШ», МБОУ «Петрушинская СОШ»);
— «Здоровье в твоих руках» (МБОУ «Новогеоргиевская СОШ»);
— «Здоровый образ жизни» (МБОУ «Ушаковская СОШ»).
В качестве классных руководителей в школах района работают 53 педагога из них высшее образование имеют 36, среднее -17, стаж работы которых 1-35 лет. Каждый педагог работает по индивидуальной теме самообразования.
Площадкой для взаимодействия в ходе осуществления воспитательной деятельности служит МО классных руководителей. В районе функционируют 6 методических объединений классных руководителей МБОУ «Новогеоргиевская СОШ», МБОУ «Нововоскресеновская СОШ», МБОУ «Ушаковская СОШ», МБОУ «Мухинская СОШ», МБОУ «Петрушинская СОШ», МБОУ «Саскалинская СОШ».
У классных руководителей четко запланированы воспитательные планы, утверждены директором школы. Предусмотрены разные формы, приемы и методы, адекватные ситуации, позитивно влияющие на развитие классного коллектива. Используют в своей работе индивидуальные, групповые и коллективные формы работы.
В соответствии с планированием, проводят классные часы, вовлекают учащихся в различные кружки и секции.
Внеурочная деятельность в школах строится на добровольной основе с учетом интереса детей, которые имеют возможность получить дополнительное образование и развитие в различных кружках и спортивных секциях.
Всего в общеобразовательных организациях Шимановского района функционирует 70 объединений дополнительного образования, реализующие дополнительные образовательные программы по 9 направлениям. В организации работы детских объединений в 2019/2020 году занято 54 педагога.
Рекомендации:
1.Систематически анализировать результаты проводимой работы, информацию размещать на официальных сайтах общеобразовательных организаций – 1 раз в месяц;
2.Активнее приобщать к работе других специалистов школы и общественности: социального педагога, психолога, руководителя школьного музея, и др.
3.Привлекать родителей к активному участию в мероприятиях, проводимых в школах. Срок — постоянно.
Специалист сектора
дополнительного образования М.Н. Медведева